Пост от 8 августа 2018 Вернуться на главную страницу
В эти два дня допрошены действующие и бывшие сотрудники лаборатории ТОО «Актобе нефтепереработка»: бывшая заведующая лабораторией Бабилова М., лаборанты Жубатырова А., Искакова А. В этой части освещены их показания, со слов которых удалось установить, каким образом была построена работа лаборатории ТОО «Актобе нефтепереработка».
Основным предназначением лаборатории является контроль качества поставляемой на завод нефти, а также постоянный контроль качества выпускаемой продукции.
Вся поступающая на завод нефть подвергается проверке на качество. Свидетели показали, что, к примеру, при доставке нефти нефтевозами, когда машина подъезжает к нефтеперерабатывающему заводу, еще до запуска на его территорию, охраной проверяются накладные и другие документы на нефть. После этого, лаборанты, совместно с операторами цеха нефтебазы проверяют целостность пломб, установленных на нефтевоз при отгрузке нефти с месторождения, и сверяют их данные с данными, указанными в сопроводительных документах. После этого, производится отбор проб, которые передаются на исследование в лабораторию. При отборе, на пробе указано, с какой машины она отобрана, время, дата отбора и месторождение.
Только в том случае, если будет установлено, что нефть является надлежащего качества, о чем лаборатория сообщает начальнику цеха нефтебазы, нефтевоз допускается к сливу нефти. По результатам проверки качества поступающей нефти, выдается протокол испытаний, в котором содержатся все необходимые для установления качества нефти параметры. К тому же, все проводимые испытания и анализы записываются в журнал лаборатории. Нефть не идет на переработку пока не будет подтверждено ее качество, то есть на заводе не производилась переработка нефти без документов, подтверждающих ее качество.
Свидетели подтвердили, что в процессе приемки нефти на завод для переработки, в их задачу входило непосредственно удостовериться в качестве нефти. Такие жесткие меры были установлены руководством завода, поскольку нефть низкого качества, с высоким содержанием парафином могла вывести из строя нефтеперерабатывающую установку, а нефтепродукты, полученные из нефти с высоким содержанием серы, были низкого качества, что могло отразиться на возможность их реализации.
Результаты испытаний направлялись руководству завода, в том числе Кужагалиеву А.У. Указания заведующей лаборатории, как правило, исходили от Генерального директора, или директора по маркетингу и логистике.
Свидетели показали, что вся производимая заводом продукция в процессе ее изготовления постоянно подвергалась проверке на качество. Так, лаборатория каждые 3-4 часа проводила испытания проб, доставляемых операторами цеха нефтепереработки, а также проб, доставляемых операторами цеха нефтебазы, когда продукция уже готова и может быть отпущена покупателю. На всю производимую продукцию оформляются паспорта качества.
Анализы производимой продукции – смеси нефтепродуктов Ойл Бленд показали, что данный продукт в начале его изготовления путем смешения в вагонах-цистернах, получался плохого качества. Данная проблема была решена путем установки на одном из резервуаров НПЗ установки для смешения «Тайфун».
По поводу природы смеси нефтепродуктов Ойл Бленд, свидетель Бабилова М., бывшая заведующей лаборатории ТОО «Актобе нефтепереработка» показала, что данный продукт представляет собой смесь бензина-растворителя, тяжелого газойля и мазута. В ней отсутствует керосиновая фракция, из которой получается продукт дизельное топливо - эта фракция была изъята из нефти в результате переработки, а также добавлен мазут. Приведенный состав смеси нефтепродуктов, также подтвердили допрошенные в суде лаборанты – Искакова А. и Жубатырова А. Обе подтвердили, что смесь нефтепродуктов не может быть нефтью, так как в ней отсутствует фракция легкого газойля.
Свидетель Бабилова М. полагает, что технологически невозможно сделать из данной смеси дизель. Она показала, что смесь Ойл Бленд точно не является сырой нефтью, поскольку отличается от нее по своим свойствам, получается в результате переработки нефти и из нее извлечена целая фракция.
Кроме того, заведующая лаборатории рассказала, какие бывают нефти в природе: легкие, в которых больше всего легких фракций, меньше средних и меньше всего тяжелых; средние нефти, где больше всего средних фракций, а также тяжелые, в которые практически нет легких и средних. Однако, таких нефтей, в которых практически отсутствует средняя фракция, при большом количестве как легких, так и тяжелых ей неизвестно. Кроме того, таких нефтей на НПЗ не было. Об этом также показали свидетели Жубатырова А. и Искакова А., подтвердив, что им неизвестны нефти с таким составом и что таких нефтей на заводе не было.
Свидетель Бабилова М. показала, что ее, как заведующую лабораторией, никогда не просили исказить возможные выходы продукции из нефтей и она никогда не просила об этом находящихся в ее подчинении лаборантов. Эти же факты подтвердили лаборанты.
Свидетели также однозначно сообщили, что исходя из результатов испытаний, в смеси нефтепродуктов нет нефти в непереработанном виде.