Все о деле Алмаза Кужагалиева

Допрос Амитовой А.

Пост от 7 августа 2018    Вернуться на главную страницу

Этот день начался с допроса свидетеля Амитова А., основное содержание выступления которого приведено далее. Согласно показаниям свидетеля, он являлся руководителем и участником юридических лиц, занимавшихся перевозкой нефти с месторождений до завода ТОО «Актобе нефтепереработка».

В ходе следствия он был задержан по подозрению в совершении преступления, предусмотренного статьей 197 УК РК за транспортировку нефти без документов, подтверждающих законность происхождения нефти, и содержался под стражей 3 месяца. После того, как он признал свою вину, мера пресечения была изменена на домашний арест, а затем, уголовное дело было прекращено за деятельным раскаянием. По этой причине, Амитов А. выступал в суде уже не как подсудимый, а как свидетель.

Свидетель рассказал, что основным месторождением, с которого транспортировалась нефть, было Акжар Восточный в Актюбинской области. Также возил нефть с месторождений Копа, Макат. Всего в 2016 году перевез около 15 000 тонн нефти.

Свидетель рассказал о том, что осуществлял перевозку нефти, как правило, силами индивидуальных предпринимателей, водителей частников. При перевозке у него имелись все необходимые для перевозки документы, в том числе договоры на покупку нефти с месторождения, товарно-транспортные накладные, договоры на переработку нефти и другая документация, которая вручалась им непосредственно перевозчику.

При оформлении перевозки на месторождении, после загрузки нефти, автоцистерна опечатывалась и пломбировалась. Данные о пломбах фиксировались. Перевозка нефти осуществлялась транспортными средствами по списку, согласованному с месторождением, собственником нефти, то есть ТОО «Интер Ойл Экспорт», а также с заводом, на котором производилась переработка нефти – ТОО «Актобе нефтепереработка».

Этот список состоял из перечня машин с указанием данных водителя, государственного номера и номера цистерны, на котором производилась перевозка. В случае, если данные водителя, номера транспортного средства или цистерны не совпадали с данными из списка, то водителю не загрузили бы нефть на месторождении и не было бы дано разрешение на въезд на территорию завода для слива.

Свидетель подчеркнул, что никогда не перевозил нефть без документов, неизвестного происхождения, или ворованную нефть. Сомнений в законности происхождения нефти у него не было. Амитов также сообщил, что никогда к нему претензий со стороны заказчика – ТОО «Интер Ойл Экспорт» относительно количества или качества доставленной нефти не было.

С учетом описанной детально регламентированной процедуры загрузки нефти на месторождении и ее перевозки на завод, свидетелю был задан вопрос, за что тогда он был задержан, в чем признал вину и в чем заключалось его деятельное раскаяние.

На это свидетель ответил, что следствие ему разъяснило, что он задержан за отсутствие паспортов качества на нефть. Признал это правонарушение, т.к. это его личное право.

На вопросы, что такое паспорт качества и является ли он документом, подтверждающим законность происхождения нефти или документом, подтверждающим качество нефти, свидетель ответил, что следователь ему сообщил, что паспорт качества должен быть.

Считает паспорт качества документом установленной формы, однако, затруднился пояснить, в каком законе указано, что такое паспорт качества и где регламентирована его форма.

На вопрос, почему с самого начала он не признавал вину и связано ли его признание вины с изменением меры пресечения на домашний арест, свидетель сказал, что нет, не связано и повторил, что вину признал, воспользовавшись своим правом.

На вопросы защиты Кужагалиева А. сообщил, что созванивался с ним всего 1-2 раза. Однако, договор на перевозку в результате переговоров, не заключался.